По следам Хомякова - Блог - Кафедра журналистики ТулГУ

Перейти к контенту

Главное меню:

По следам Хомякова

Опубликовано Мария Кошелева, Анастасия Бадер вход Новость · 22/11/2019 12:37:00
Tags: #последамхомяковавторойкурсзжурналистикакафедрахронологияинтересноХомяков
  В рамках проекта “По следам Хомякова” мы, студенты второго курса кафедры журналистики, представляем серию материалов о жизни, творчестве А.С. Хомякова: основателя движения славянофилов, философа, изобретателя и поэта.
  Получив задание, мы первым делом решили съездить в поместье Алексея Степановича Хомякова в Богучарово под Тулой. Ведь, не увидев места, где жил человек, нельзя так хорошо понять его чувства и мысли.
 Но для начала все-таки стоит познакомиться с биографией этого удивительного человека, узнать его жизненный путь. Поэтому именно с рассказа о жизни Хомяков мы и начинаем серию наших материалов.
Алексей Степанович Хомяков родился 13 мая 1804 года в Москве, в семье старинного дворянского рода. Когда ребенку было всего восемь лет, началась война. Из-за этого вся семья Хомяковых была вынуждена покинуть Москву и переехать в село Круглое Данковского уезда. Еще ребенком Алексей Степанович получил прекрасное образование: среди учителей Хомякова были А.А.Жандр, А.Г. Глаголев и даже известный драматург А.Грибоедов. По разным данным Алексей Степанович владел примерно двадцатью языками.
  Спустя пять лет семья Хомяковых наконец-то возвращается на Родину, где уже в 1821 году получает степень кандидата математических наук. В это же время Хомяков делает первые шаги в литературе, он пишет стихи, поэму “Вадим”. Из нее до нас дошло только две части. Также в это время происходит первая публикация Хомякова: печатают его перевод сочинения Тацита “О нравах и положении Германии”.
  В 1821 году начинается восстание в Греции. Тогда юный Хомяков, не задумываясь, отправляется на помощь, но через некоторое время его возвращают в Москву, и уже там в 1822 году он поступает на военную службу. Спустя три года Хомяков решает уйти в отставку и уезжает за границу.
  В Париже он ищет себе, занимаясь различными видами творчества, в том числе и живописью. В этот период из-под пера Хомякова выходит историческая драма "Ермак", увидеть свет она смогла лишь в 1832 году. Но Родина не оставляет Хомякова. Несмотря на годы, проведенные в Париже, сердцем Хомяков все равно остается верен России. Он возвращается домой в 1828 году, во время начала Русско-турецкой войны. Там сразу же он поступает на службу адъютантом к генералу Мадатову. Несколько раз отличается в боях и за героизм и храбрость получает орден святой Анны с бантом и Владимирский крест.
  Хомяков – богатый русский барин, он был владельцем имений в Тульской, Смоленской и Рязанской губерниях. Существенное место в его жизни занимали сельское хозяйство, охота и семья (в 1836 году он обвенчался с сестрой поэта Н.М. Языкова, Екатериной Михайловной). По мнению Н.А. Бердяева, литературная деятельность не была главным делом Хомякова, писал он только, когда приходило вдохновение.
  30-е годы можно назвать важным периодом в жизни Хомякова. Именно в этот период у него складывается собственная система взглядов, которая становится результатом его научной деятельности. Несколько позже она получит название «славянофильство». Сами ранние славянофилы это понятие никогда не использовали.
  Взгляды Хомякова нашли свое отражение в статье «О старом и новом», изначально не предназначавшейся для печати и прочитанной лишь зимой 1838-1839 гг.
  В 1838 году Хомяков приступил к работе над своим основным историко-философским сочинением «Записки по всемирной истории». Оно остается незавершенным, а отдельные фрагменты были опубликованы только после смерти Хомякова.
  Особым интересом Хомякова была религия. В особенности история русского православия. Хомяков был уверен, что нет спасения вне Православной Церкви. В.З. Завитневич, биограф Хомякова, утверждал, что его авторитет как богослова среди славянофилов был очень высок. Богословское мировоззрение Хомякова выработалось под влиянием христианской литературы. Владение иностранными языками давало Хомякову большой простор для изучения самых разнообразных источников. Благодаря этому в сознании Хомякова развилась законченная система, «целое направление», как высказался К.С. Аксаков. Поэтому Хомякова можно, несомненно, назвать духовным наставником славянофильского направления.
  Последние годы жизни он провел у себя в имении, занимался лечением крестьян. В 1860 Алексей Степанович умер от холеры. В последние минуты жизни осенил себя крестным знамением. Был похоронен в Даниловом монастыре и перезахоронен на Новодевичье кладбище.




Оценка: 5.0/5
Назад к содержимому | Назад к главному меню