Простота – залог газеты? - Блог - Кафедра журналистики ТулГУ

Перейти к контенту

Главное меню:

Простота – залог газеты?

Опубликовано Инесса Гранаткина вход Новость · 11/7/2019 11:46:00
Tags: фокусгруппапрактикаиюльжурналистикакафедраТулГУ
  - Вы пришли в фокус-группу? - оглядывает нас женщина со шваброй, поправляя сползшие на нос очки.
  Нас явно еще не ждали. Конечно, мы, как настоящие энтузиасты, пришли за 40 минут до назначенного времени. Небольшой светлый кабинет. Посередине - овальный стол. В углу - «стопка» стульев. Слева – окно, справа – стена, почти всю площадь которой занимает зеркало. На свежевымытых полах играет солнце. Никакая не исследовательская лаборатория - обычное помещение.
  Мы – те самые пять добровольцев-будущих журналистов, что захотели участвовать в фокус-группе информационно-маркетингового центра (ИМЦ) «Статус». Фокус-группа обычно собирается для того, чтобы оценить какой-то новый продукт в самом широком смысле слова. Это может быть, например, одежда, фестиваль или плавленый сырок. Мы будем обсуждать новое тематическое приложение к областной общественно-политической газете "Тульские известия".
  Уже с конца марта «Тульские известия» создают пятничный спецвыпуск «Тульские известия. Культура». В нем рассказывается о предстоящих мероприятиях в сфере культуры, публикуются интервью с известными персонами, исторические материалы. Внимательный студент мог увидеть стопочку этих газет и забрать их с собой, проходя через вахту в 11-м корпусе ТулГУ.
  - Вы пришли, конечно, рановато. Но вы же найдете, чем себя занять? - заглядывает в кабинет приветливая энергичная женщина, директор «Статуса». Мы рассаживаемся за столом. Чувствуем себя несколько не в своей тарелке, хотя предполагаем, что вопросы будут по «культурным» "Тульским известиям". Достаю из сумки несколько выпусков. «Давайте используем время с пользой: выдвигайте ваши предложения по улучшения этого спецвыпуска», - предлагает Настя О. И обсуждение газеты начинается досрочно. В назначенное время заходит директор.
  - До вас в фокус-группу мы приглашали деятелей культуры всех «мастей», - включается она в разговор. – И у них к вашему брату-журналисту одна и та же претензия: среди работников СМИ нет специалистов, разбирающихся в той или иной сфере культуры. Что вы можете сказать по этому поводу?
  Завязывается дискуссия.
  - В спецвыпуске это не имеет смысла, - возражает Гриша.
  - Для любителей узкой специализации существуют тематические журналы, - замечает Настя О.
  - Конечно, - поддерживает ее Настя Г. - Ведь эта газета для широкой аудитории, а не только для поклонников Рембранта или Брамса!
  Все смеются. Обстановка потихонечку «одомашнивается».
  - Правда, эти деятели культуры весьма удивились, - продолжает директор ИМЦ, - когда я, исходя из предыдущих опросов, сообщила им, что аудитории нужно совсем другое: без «углублений», проще, так сказать, поверхностнее.
  - Вообще-то журналисты – это запретная сфера, наравне с социологами и маркетологами. Обычно их, как людей, формирующих общественное мнение, не приглашают в фокус-группы, - сообщает Светлана Владимировна. Выясняется, что мы с коллегами-однокурсниками приглашены сюда как эксперты.
  - Итак, я включу диктофон? - спрашивает Светлана Владимировна. - Сначала – вводная часть. какие ресурсы рассказывают о новостях культуры? Как тульские СМИ их освещают?
  Вопросы следуют один за другим. Разговор становится все живее. И вот, «разогревшись» предыдущими вопросами, переходим к гвоздю программы - «Тульским известиям. Культуре».
  - Что, на наш взгляд, не так?
  - Необходимо менять формат, - безапелляционно заявляет Дима.
  - Фото не выдержаны в одном стиле, - замечает Настя О.
  - В некоторых выпусках неудачная верстка, - вступает в беседу Гриша. \t- Судя по предыдущим опросам, людям старшего возраста не нравится большое количество фото. Они – за текст, - приводит аргумент директор ИМЦ.
  - Я, в принципе, с этим согласна, - говорит Настя О.- И вообще всю информацию лучше поделить на блоки, например, чтобы каждая полоса была рассчитана на свою возрастную категорию.
Дима и Настя Г. с ней солидарны.
  - Зачем? Пусть газета лучше ориентируется на одну аудиторию, - возражаю тут я.
  Опять – дискуссия.
  - А теперь нарисуйте идеальный выпуск этого издания! - разворачивает перед нами лист на весь стол Светлана Владимировна.
  Вот тут – то и пригодились мастер-классы нашего завкафедрой. Один из нас берет в руки фломастер, другой вооружается шариковой ручкой, третий принимает позу роденовского мыслителя и работа закипает.
  - Что на этой полосе размещать будем?» – рьяно принимаясь за будущий макет, вопрошает Настя О.
  – Мы же хотели сначала названия рубрик изменить? - недоумеваю я. \tТоропливые неровные линии фломастера образуют колонки, врезы, обозначают место заголовков. И вот на огромном листе проступают первые очертания нашего «идеального» выпуска. «Вот тут врез давайте поставим», - слышится голос Димы. Настя Г. ищет названия рубрик в газете: «Ой, а давайте создадим рубрику про музыкальные и художественные способности животных!» Настолько погружаемся в работу, что теряем счет времени.
  - У нас же 8 полос получается. А что будем ставить тогда на седьмую? - что-то вычерчивает на макете Гриша.
  - Это «сапог» получается. Так фото не располагают, - качает головой Дима.
  - Ничего себе «аудитория любит попроще», - вспоминаю я слова Светланы Владимировны. – Мы уже два часа корпим над макетом!
  Но вот «газета» почти готова. «Сейчас, уже заканчиваю», - сама себя торопит Настя О., дорисовывая условные обозначения на листе. Разноцветный макет с неровными линиями, пометами и «перечеркиваниями» - пока так выглядит будущий новый спецвыпуск «Тульских известий».
  Предполагается, что это будет восьмиполосное издание формата А4. Теперь здесь может найти полезную для себя информацию читатель от 20 до 55 лет. Тут есть место и репортажу, и фиче, и очерку, и фельетону. В «нашем» варианте читатели пишут в редакцию письма, присылают фотоиллюстрации и комментируют прошедшие мероприятия. Эта «обратная связь» расположилась на предпоследней полосе. А любители ярких, красочных и эмоциональных фото смотрят «картинки» на странице «Тульских известий» в Instagram. Да и «ареал» распространения этого выпуска, по нашей версии, расширяется. Теперь он есть и в «Типографии», и в «Октаве», и в Тульском драмтеатре, и в филармонии, и в популярных кафе. «Если издание, действительно, будет таким – мы станем неотъемлемой частью аудитории», - заверяют ребята. «Спасибо всем большое», - с интересом разглядывая наш «идеальный» выпуск, говорит директор «Статуса». Мы прощаемся.
  «Какой долгий и нелёгкий путь проходит газета, чтобы стать, по выражению Светланы Владимировны, «поверхностной для аудитории», - размышляю я, глядя на своих уставших, но довольных коллег. На остановке прощаемся и расходимся по местам прохождения практики, чтобы учиться рассказывать понятно и просто о серьезном и сложном. 









Фото автора



Оценка: 0.0/5
Назад к содержимому | Назад к главному меню