Как сделать из лимона лимонад - Блог - Кафедра журналистики ТулГУ

Перейти к контенту

Главное меню:

Как сделать из лимона лимонад

     Весенним учебным днём 11 марта мы, участники проекта #coolpolepress, сидя в одном из кабинетов 11 корпуса, распределяли между собой задания. В конце нашей планёрки Дима Соболев спросил:

     - Если ничего не случится, то на следующей неделе мы встречаемся здесь в это же время?

     Куратор нашего проекта Марина Ковсман, улыбнувшись, ответила:

     - А что должно случиться? Я уверена, что всё будет в порядке, и мы с вами увидимся через неделю.

     Но через неделю мы не встретились. Не увиделись мы и через месяц. Карантин внёс свои коррективы в размеренную студенческую жизнь.

    Документы с лекциями и заданиями стали приходить в наш личный кабинет ТулГУ. Но такой способ, к сожалению, оказался далеко не универсальным, он подходит далеко не ко всем дисциплинам, тем более творческим. Пришлось таки поломать голову, как через предлагаемую вузом платформу выстроить процесс занятий по прикладной дисциплине «проектная деятельность».

          Но обо всём по порядку.

    Для начала определимся с понятием «проектная деятельность», в студенческом обиходе – «проект». Профессор Б. Р. Мандель в предисловии к своей книге «Основы проектной деятельности» отмечает, что эта дисциплина – «как особая форма учебной работы и любой деятельности способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности». Неспроста ведь этот «предмет» сопровождает студентов со второго по седьмой семестры включительно. Любой проект имеет своей целью обучить студентов каким-то конкретным навыкам с учётом их специальности. То бишь, мы, студенты-журналисты должны спрашивать, узнавать, фиксировать. Одним словом, пытаться реализовывать свой корреспондентский потенциал. А так как учащихся много, а ожидания у всех – свои, то и варианты проектной деятельности были предоставлены, как говорится, в ассортименте.

     В этом, шестом, семестре на «аукционе» проектов нам, журналистам-третьекурсникам, преподаватели предложили на выбор шесть вариантов. Сами студенты их обозначили так: «Заря», «Работа с сайтом», «Яндекс. Дзен», «Счёт слов», «Методичка для библиотеки» и «Куликово поле».

       Но пандемия в этом семестре сказала своё категоричное «ша» очной форме обучения, и проекты вынуждены были перейти на «дистанционку». Однако студенты и кураторы проектов не опустили руки, а, вооружившись советом Д. Карнеги, попытались в этих непростых условиях «сделать из лимона лимонад».

      Это не сайт плохой, это тренировка хорошая

     В этом семестре Валерия Грызлова, словно Василиса Премудрая, умудрилась курировать сразу три проекта: «Работа с сайтом», «Яндекс. Дзен» и «Заря».

      В первом проекте Валерии Игоревны под кодовым названием «Работа с сайтом» участников было всего двое. Вернее, из третьекурсников – один. Но, как известно, лучше меньше, да лучше. «Поработать с сайтом» было предложено Сергею Лазареву, учитывая его отличное владение ПК и недюжинный энтузиазм. В качестве наставника, советчика и помощника выступил коллега по перу, четверокурсник Александр Жданов, который также, как и Лазарев, уже давно познал тонкости виртуального мира. Саша уже имел опыт «руководства» сайтом кафедры на предыдущих курсах. Серёже в обязанности вменялось не только информирование аудитории о событиях, связанных с жизнью нашей кафедры и размещение на этой платформе журналистских материалов коллег, но и скорая неотложная помощь самому сайту.

     Сергей Лазарев: «Самое сложное в этом проекте – это работа с сайтом. Он у нас очень старый: устарел дизайн, логика, неудобна и сама платформа. Наш сайт давно пора переделать. Относительно новых навыков – я учился работать с сайтом. Приложение новое для меня, но разобраться было несложно. Но сайт постоянно «вис», и я всё думал: «Это сайт «залёг», комп «залёг» или я нажал что-то не то?!»

      А никто и не говорил, что будет легко. С исправным, работающим без сучка и задоринки сайтом и делать-то ничего не надо: сиди да жми клавиши. А где же сложности, которые закаляют, где испытания, через которые нужно пройти на пути к достижению цели? Так что, да, придётся попотеть. Как говорится, через тернии – к окончанию проекта.

     Работа с сайтом предполагала два пути: один - простой, но во времена самоизоляции тяжело осуществимый, а второй- сложный, хотя и весьма комфортный. Первый вариант – это очное управление сайтом непосредственно из 111 аудитории 11 корпуса. Второй – это работа «на удалёнке». Пришлось остановиться на втором варианте. В помощь карантинным мерам пришла программа TeamViewer. Через неё можно дистанционно, при работающем в вузе компьютере, работать дома. Казалось бы, не жизнь, а малинабей по клавиатуре и пожёвывай бутерброд. Но не тут-то было. И хотя считается, что «дома и стены помогают», участников проекта ждали многочисленные подводные камни. Во-первых, при дистанционном «выкладывании» материалов на сайт происходила определённая задержка по времени. Во-вторых, сайт временами преподносил Серёже и Саше сюрпризы, катастрофически «зависая». Старый движок сайта не давал студентам расслабиться и постоянно требовал к себе внимания. И в-третьих, компьютер в 111 аудитории круглосуточно, как вы понимаете, работать не должен. А после его выключения нарушалась вся цепочка «удалённой» работы. Но и тут участники этого проекта нашли выход. Преподаватели, оказываясь в корпусе, присылали коды доступа админам. Админы начинали выкладку уде подготовленных материалов.

     И такой опыт очень даже пригодится. Ведь неизвестно, с какими платформами и условиями труда столкнуться в дальнейшем профессиональном будущем. Кроме того, это – один из тех немногих проектов, который почти идеально адаптировался к «дистанционке». В результате, в шестом семестре на нашем сайте было опубликовано 15 материалов, рассказывающих о жизни нашей кафедры в условиях карантина.

     В итоге Сергей не только приобрёл навыки пишущего журналиста и узнал техническую составляющую «корреспондентской жизни», но и научился находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Согласитесь, отличный опыт.



Работа от «Зари» до лонгрида

      Всё началось ещё в пятом семестре. Точнее, началось всё с Юлии Ивановой – директора Тульской областной научной библиотеки. Именно она обратила внимание на рукописный студенческий журнал «Заря» 1943 года выпуска и оцифровала его. И перед студентами второго проекта Валерии Игоревны была поставлена задача – исследовать этот журнал и представить исследование в виде лонгрида. Для работы необходимо было получить информацию у представителей библиотеки и музея патриотического воспитания педуниверситета, где хранится оригинал «Зари». Но пока готовилось официальное письмо, участники проекта стали искать доступную информацию о журнале, его авторах, исторической обстановке в доступных источниках. Затем потихоньку начали «собирать» лонгрид. Работа была сложной и объёмной не столько в поиске, сколько в обработке и репрезентации полученных сведений. Требования к языку и грамотности текста лонгрида были высокими.

      Когда наступил шестой семестр, численность участников проекта сократилась вдвое. Но в нём остались трое верных своему делу. Будущие журналисты предвкушали насыщенную работу, поэтому-то и попросили оставить их в проекте на следующий семестр. Тем более, что долгожданное официальное письмо было готово. Студенты обрадовались: теперь можно брать интервью, расширять лонгрид. Но карантинные меры не позволили осуществиться далеко идущим планам. Студенты успели только поговорить с директором областной универсальной библиотеки Юлией Ивановой, которая и обнаружила этот уникадьный рукописный студенческий журнал, датированный 1943 годом. А дальше – «удалёнка». Всё то, что можно было найти в Интернете, уже было найдено и применено. Возникла острая нехватка новой информации. Но пришлось адаптироваться к новым реалиям. «Проектщики» стали работать над тем, что у них было на данный момент: редактировать лонгрид, расширять иллюстративный ряд и искать новые платформы для публикации.

     Вика Вязанкина: «Успехи от нашего проекта ожидались, конечно, большие. Мы рассчитывали везде походить, всех порасспрашивать, но у нас это не получилось сделать. В итоге, у нас есть только теоретическая часть. Мы планировали разместить это всё в Wattpadе. Там можно прикрепить фотографии, комментировать отдельно каждый абзац, вставлять видео. Но мы только разбирались с этой платформой. Поэтому это всё – в разработке».

     Но польза такого проекта очевидна. Во-первых, это то, что сейчас на одной из платформ расположен качественно написанный и легко читаемый лонгрид с интересными фактами из жизни людей, имеющих к журналу «Заря» непосредственное отношение (http://zarya1943.tilda.ws/). Во-вторых, читая выдержки из журнала, знакомишься с языком, стилем, жанрами материалов тогдашних студентов. Кроме того, актуальность проекта ещё и в том, что этот год – юбилейный, и 9 мая наша страна праздновала 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.



О музее из засады

       Незаметно мы подошли к третьему по счёту, не менее содержательному проекту семестра – «Яндекс. Дзен». По сравнению с первыми двумя проектами, «Яндекс. Дзен» более «населён» участниками: в проекте восемь человек.

      Обычно человек, идущий в музей, не задумывается над тем, что происходит в его стенах в нерабочее время. Однако, «закулисная» музейная жизнь насыщена событиями столь же интересными, как и в те дни, когда он открывает двери для своих гостей. Именно такая, скрытая от обычных глаз посетителя, деятельность и стала предметом исследования третьекурсников. А таким музеем стал Музей-заповедник «Куликово поле». Студенты стали собирать информацию для будущих материалов. Весь пятый семестр будущие журналисты выезжали на Куликово поле, разговаривали с сотрудниками музея, копили иллюстративный материал.

      Люда Жарикова: «Работая в проекте, нам приходилось писать на различные темы. У меня, например, было четыре «статьи», можно сказать цикл о коммуникациях Музейного комплекса Куликовской битвы. То есть про электричество, водоснабжение, воздухоснабжение и пр. И мне, как человеку, довольно далёкому от технического аспекта работы здания музея, было тяжело разбираться в этом. Ну, в любом случае, ты расширяешь кругозор. Кроме того, мы писали материалы в разных форматах. Ну и конечно же, работа в команде сплачивает в борьбе с трудностями и умножает радости».

      За две недели до введения карантинных мер, первого марта, совместными силами студентов, куратора и представителей Государственного музея-заповедника «Куликово поле» на платформе «Яндекс. Дзен» был запущен канал «Куликово поле. Засадный полк». А вот после перехода на дистанционное обучение выезды на Поле прекратились. В таких случаях хорошо иметь «запасы» на чёрный день. И когда этот день наступил, собранный ранее «чемоданчик» материалов стал потихоньку распаковываться и публиковаться. Но сидеть сложа руки и ждать очередной публикации будущим журналистам не хотелось. Студенты классифицировали ранее написанные материалы, редактировали их. И, конечно же, следили за судьбой своих творений на «Куликово поле. Засадный полк». Главное преимущество этого канала, по словам авторов, это возможность следить за реакцией пользователей на публикации. Ведь из отзывов, комментариев и лайков формируется приблизительный «потрет» аудитории. Третьекурсники, изучив его, могут скорректировать работу всего ресурса в целом.

     За время карантина канал вырос, окреп и даже возмужал. Теперь это постоянно работающий канал на платформе «Яндекс Дзен». Свыше 30% материалов на его просторах – дело рук студентов кафедры журналистики. Сейчас «Засадный полк» может похвастаться 196-ю подписчиками и полуторатысячной аудиторией (https://zen.yandex.ru/kulpole).



Он нас посчитал, или закон по Ципфу

      В проект под предводительством Михаила Кудряшова пошли шесть студентов. Проект под кодовым названием «Счёт слов» почти идеально подходил для тех, кто не разделял всей прелести суеты корреспондентской жизни. В этом, собственно, и состоит удобство выбора вида проектной деятельности: ты приобретаешь необходимые журналистские навыки, занимаясь при этом тем, что тебе ближе по духу. Кроме того, это второй проект после «Работы с сайтом», который отлично адаптировался к дистанционной форме учёбы. Суть работы здесь заключалась в проверке текстов на естественность по закону Ципфа. Ципф заметил, что существует определённый набор слов, который применяется человеком постоянно. А есть такие слова, которые в среднестатистическом лексиконе не пользуются популярностью. Так, для анализа по Ципфу нужно взять любой текст и посчитать, сколько раз в нём повторяется одно и тоже слово. Слова поделены на три ранга. В первом – часто повторяемые фразы, а в третьем – слова-редкости. Чем больше слов-повторений, тем хуже. Это означает одно из двух: либо текст сгенерирован, либо у человека серьёзные проблемы со словарным запасом. И в том и в другом случае, такой материал не будет цениться на «информационном» рынке.

      Каждому «счетослову» в проекте была предоставлена персональная папка с двадцатью текстами для анализа. Третьекурсники «колдовали» с ними по Ципфу и в конце проекта предоставили куратору уже готовые таблицы по материалам, которых, кстати, получилось больше, чем текстов.

    Маша Сорокина: «У нас в проекте сложностей не было совершенно, поскольку наша работа, в основном, заключалась в создании таблиц. Мы анализируем текст – составляем для него таблицу. Это чисто работа на дому, на мой взгляд, идеально подходящая для карантина».

     Как отмечают сами участники «Счёта слов» – это один из самых несложных проектов. Да что и говорить, этот проект не подразумевал в своей основе что-то масштабное, нацеленное на создание чего-то конкретного, что могло бы пригодиться остальным студентам. Но результат проекта налицо и на лице. Третьекурсники улыбаются, они получили не только хорошие баллы по этой дисциплине, но и приобрели навыки, которые пригодятся для поиска «статьи» в Интернете для научной работы или журналистского материала.

Направо пойдёшь – в библиотеку попадёшь

      Студенты в большинстве случаев направляют свои стопы в сторону библиотеки только в случае крайней необходимости. Например, когда пишут курсовые, ВКР и другие «научные» работы. А так как подобные походы случаются нечасто, то есть вероятность, что в один, не самый прекрасный, момент библиотека для студента превратится во что-то чуждое и непонятное. Поэтому куратор проекта «Методичка для библиотеки» Екатерина Бурцева предложила третьекурсникам создать видео-методичку для тех, кто решил обратиться в «дом мудрости». Помочь претворить идею Екатерины Евгеньевны в жизнь вызвались семь человек.

     Для начала будущие журналисты отправились в Тульскую областную научную библиотеку. Там для них провели экскурсию, всё рассказали, а самое главное – показали. Оказалось, что одни из самых интересных и загадочных предметов в библиотеке – это ящички с каталогами.

      Карантин, конечно же, спутал проекту все карты. Как ни крути, а снимать видео про библиотеку, сидя при этом дома, никак не получится. Пришлось корректировать задачу проекта и нацеливаться на другой результат. Теперь это – подробная текстовая методичка с иллюстрациями. В ней есть всё: историческая справка, структура библиотеки, характеристика каждого из её отделов, а также принцип расстановки карточек в каталоге.

      Вика Леонова: «Ну, наверное, если бы это всё-таки был видеоролик, было бы лучше. И навыков у нас было бы побольше: съёмка, монтаж. То, что пособие на бумаге – это не очень хорошо и не очень интересно получилось. Но это по причине того, что из-за карантина задача поменялась. Однако, я надеюсь, что кому-то эта методичка поможет познакомиться с библиотекой до входа в неё».

     Захочет ли читать пособие поколение, смотрящее видео на YouTubе, большой вопрос. Но, как говорил мой школьный учитель, если вы что-то сделали для всех, а оно им не пригодилось, значит, вы единственный, кто извлёк от этого занятия пользу. Студенты сами узнали много нового о библиотеке, некоторые из участников проекта даже загорелись желанием помочь, развить интерактив, дабы привлечь в библиотеку больше людей. А это уже можно считать маленькой победой.

#coolpole в смартфоне

     «Куликово поле» или #coolpolepress, как было написано на наших бейджиках - постоянный проект нашей кафедры, кочующий из семестра в семестр и ждущий тех, кто готов к активной форме журналистики. Ему в мае исполнилось четыре года. Это первый проект кафедры журналистики в рамках проектной деятельности. Первый совместный проект Музея-заповедника «Куликово поле» и кафедры журналистики (сейчас из два). Кроме того, он лидирует по численности состава участников. В шестом семестре попробовать себя на этом поприще решили 15 человек. У штурвала проекта – Марина Ковсман, автор проекта.

      Принцип деятельности в этом проекте очень схож с работой в ЯД «Куликово поле. Засадный полк». Во-первых, он завязан на музей, а во-вторых – это тоже один из проектов, наиболее близкий к реальности корреспондентских будней. Своего рода «журналистика по-взрослому». В рамках проекта необходимо было интервьюировать людей различных профессий, писать материалы во всевозможных жанрах. А затем куратор размещала их в различных СМИ Тулы. Мы «делали рейды» на Поле, разговаривали с участниками мероприятий, там же на месте писали и выкладывали тексты в соцсети. Внимания и времени, безусловно, такой проект требовал к себе много. А совмещать длительные поездки, обстоятельные интервью и создание текстов с учёбой было, лично для меня, сложновато.



        Когда проект перешёл на «удалёнку», его задача ничуть не изменилась, просто среда существования оказалась иной. Те же журналистские задания, только без выездов, дистанционно. Но работа в полевых (в прямом смысле слова) условиях разнилась с «самоизоляционной» как день и ночь. Я, как непосредственный участник сего проекта, расскажу о нём со своей колокольни.

       Сначала я «дистанционке» очень обрадовалась. Во-первых, думала я, появится больше времени на написание и «шлифовку» материала. Во-вторых, мне казалось, что интервью через соцсети - это намного проще и гораздо быстрее. Но здесь-то я и получила, как говорится, щелчок по носу. Самый часто используемый жанр, в котором мы создавали свои «шедевры» – это интервью. А самый популярный ресурс, через который мы связывались с собеседниками – это «Вконтакте». Кажущаяся, на первый взгляд, лёгкость такого интервью на деле оборачивалась настоящими испытаниями на прочность. Ведь, когда журналист отправляется на встречу с интревьюируемым, они оба осознают, что на разговор будет потрачено энное количество времени, причём здесь и сейчас. А дистанционное интервьюирование создаёт у собеседника ощущение некой безответственности и безлимита: дескать, отвечу потом, когда доделаю свои 34 дела. К тому же, при «очной ставке» беседа ещё имеет шанс стать похожей на интервью: по ходу дела задаются уточняющие вопросы, корректируется течение беседы и т.д. В то время как вопросы, отосланные в сообщении, напоминают смс по типу «оцените наши услуги по шкале от 1 до 10», поэтому и ответы получаются порой соответствующие. Так, к примеру, мне было дано задание дистанционно побеседовать с актёром и музыкантом Геннадием Морозовым. На всё про всё мне была дана неделя. Но, как большинство творческих людей, Геннадий всё это время был чрезвычайно занят. Смог «проинтервьюироваться» он только в последний день. Уточняющие вопросы и просьба об отсылке фото так и повисли в воздухе, т.к. в сеть он больше не заходил. В итоге неуточнённая информация в материал не вошла, а фото пришлось взять из Интернета. Не лучшая ситуация произошла и при дистанционной беседе с создателем Музея Забытой музыки из Воронежа. Несмотря на то, что вопросы были «открытыми» и предполагали ответ развернутый, Сергей Плотников умудрился прислать ответы в стиле анкеты -два-три слова на один вопрос.

     Но если говорить о результатах, то они, конечно же, есть. Так же, как и польза. Во-первых, музей в этом семестре доверил нам информационное сопровождение четыре крупных фестиваля Куликова поля: «Большой тур», «Сад-Палисад», «Былина» и фестиваль авторской песни, которые проходили онлайн. Во-вторых, наш проект может похвастаться 19-ю опубликованными материалами в различных СМИ нашей областной столицы. В-третьих, созданная «Вконтакте» в пятом семестре, по инициативе участников проекта, группа «#CoolКуликово» разрослась и теперь посты со ссылками на материалы студентов выходят в обязательном порядке. Кроме того, ещё в прошлом семестре троица друзей-товарищей - Даня Харзеев, Гриша Гочелашвили и Дима Соболев - в рамках проекта решила попробовать себя на интернет-радио «Медиаметрикс». Дима и Гриша были ведущими одного из выпусков передачи «Интересный человек», а Даниил помогал со сценарием передачи и составлением вопросов гостям. А в этом семестре Диму и Гришу ожидал карьерный рост. Теперь они – ведущие собственной программы «Без фильтров», в которой студенты говорят о студентах.

     Получается, в этом семестре и мы, и студенты других проектов смогли соответствовать требованиям Б.Р. Манделя относительно проектной деятельности. Чего-чего, а самостоятельности, инициативности и ответственности у нас все же хватает. К тому же мы не только приобретали первоочередные журналистские навыки, но и осознали, что безвыходных ситуаций не бывает.

     Мы поняли, что для тех, кто хочет учиться, развиваться и совершенствоваться, помех просто не существует. Сложности – это очередной барьер, который можно и нужно преодолеть, а препятствия – тема для очередных материалов. И на растерянный вопрос «Что же делать?!» будущие журналисты уверенно отвечают: «Лимонад». Теперь сами знаете из чего.



Оценка: 3.0/5
Назад к содержимому | Назад к главному меню